МиГ-21бис – вооружен и по-прежнему опасен

МиГ-21бис – вооружен и по-прежнему опасен

Истребитель МиГ-21бис, несмотря на солидный возраст, остается смертоносным оружием. Фото РИА Новости.

Сирийские летчики летают на истребителе-ветеране

Обещание президента Турции Реджепа Эрдогана провести военную операцию с целью изгнания Сирийских демократических сил (СДС), состоящих в основном из курдов, из Манбиджа и Телль-Рифъата на западном берегу реки Евфрат, выполнено не было. Президент Сирийской Арабской Республики (САР) Башар Асад заявил о готовности в случае внешней агрессии отправить правительственную армию на подмогу отрядам СДС. Помимо того в мае-июне военно-воздушные силы ВВС САР провели ряд учений. Летчики выполнили полеты на фронтовых бомбардировщиках Су-24М, истребителях-бомбардировщиках Су-17М4 и МиГ-23БН, фронтовых истребителях МиГ-29, МиГ-23МЛД и МиГ-21бис.

Хотя по численности и технической оснащенности сирийская авиация значительно уступает турецкой, сам факт ее готовности вступить в бой охладил горячие головы в Анкаре. Одно дело – сражаться с курдским ополчением, не имеющим собственной авиации и средств ПВО и другое – с регулярной правительственной армией, построенной по советскому образцу и обученной российскими инструкторами.

Вместе с тем остается вопрос: как старые советские самолеты помогут сирийской армии сдержать натиск потенциального противника, оснащенного большим количеством современного оружия западного образца? Не зря же Эрдоган в зависимости от конкретики политического момента называет турецкие Вооруженные силы то «самой сильной армией среди европейских стран НАТО», то «самой сильной мусульманской армией».

Из перечисленных выше моделей авиатехники МиГ-29 и МиГ-23МЛД можно, пусть и с некоторой натяжкой, отнести к достаточно современной технике для решения задач ПВО. В этом качестве они мало чем уступают основному истребителю ВВС Турции типа F-16С.

Что же касается Су-24М, Су-17М4 и МиГ-23БН, то это самолеты, специально созданные для нанесения ракетно-бомбовых ударов, в том числе с применением управляемых боеприпасов. Ничего подобного у турецких военных нет. Вместо того ВВС Турции всецело полагается на многофункциональный истребитель F-16 как при решении задач ПВО, так и огневой поддержки войск.

Заметим, что отсутствие самолетов-штурмовиков типа советского Су-25 и американского А-10 в составе как сирийской, так и турецкой авиации является существенным недостатком, отчетливо проявившимся в ходе боевых действий. Сирийцы частично решили вопрос путем привлечения к выполнению штурмовок учебно-боевых самолетов Л-39, доработанных для применения 80-мм неуправляемых ракет семейства С-8. Турки пытаются возместить отсутствие специализированных ударных самолетов разработкой вооруженных вариантов учебных самолетов «Хюркуш» (Hürkuş) и «Хюрджет» (Hürjet), а также широким использованием беспилотных летательных аппаратов – носителей управляемого оружия.

Пожалуй, самым ярким показателем технической отсталости ВВС САР стало наличие в ее боевом составе самолетов семейства МиГ-21. Эта машина относится ко второму поколению сверхзвуковых истребителей марки «МиГ» (первое представлено МиГ-19, третье – МиГ-23, четвертое – МиГ-29). Принятый на вооружение в 1972 году вариант МиГ-21бис вобрал в себя столь много нового, что порой эксперты относят его к третьему поколению либо считают «переходным типом» от второго к третьему.

Пятьдесят лет на эксплуатации – огромный срок, которым могут похвастаться немногие боевые самолеты мира. За время службы МиГ-21бис сильно устарел и остается на вооружении отдельных государств лишь из-за финансовых ограничений на покупку более свежей авиатехники. Сирия – бедная страна, разоренная гражданской войной, поэтому ее летчикам приходится мириться с недостатками в техническом оснащении.

Коль скоро МиГ-21бис продолжает оставаться в строю, возникает вопрос о его практической ценности в составе авиационной группировки ВВС САА в случае вооруженного конфликта с соседними странами. Воздушная дуэль с F-16С (этот тип также является основным для ВВС Израиля и Иордании) сродни самоубийству. Сожалеть придется не о сбитом самолете с околонулевой остаточной стоимостью, а прежде всего о жизни профессионального военного летчика, ценность которой трудно переоценить.

Отдадим должное сирийским авиаторам, кто храбро сражался на МиГ-21 с израильскими F-15 и F-16 над Ливаном в 1982 году, да так, что порой выходили победителями. В этом им помогли пакистанские инструкторы, поделившиеся не только секретами мастерства по ведению маневренного воздушного боя, но еще и своими знаниями американской авиатехники и тактических приемов ее использования, разработанными в США и принятыми в Израиле. Конечно, неоценимую помощь оказали и советские инструкторы, в том числе по выработке правильной тактики действий ведения воздушного боя с лучше оснащенной авиацией противника.

Использование МиГов для патрулирования воздушного пространства Ливана в 1982 году было вынужденной мерой – нужно было защищать сирийские войска в долине Бекаа от ударов вра жеской авиации. Летчикам приходилось полагаться на данные бортовых радиолокационных станций, поскольку стационарные радиолокаторы на сирийской территории зачастую не могли вовремя засечь израильские самолеты из-за рельефа местности (мешал горный хребет). Потери ВВС САР оказались выше, чем противника.

Тема раннего радиолокационного обнаружения израильских самолетов, атакующих цели в Сирии путем пуска ракет из ливанского воздушного пространства (куда они заходят со стороны Средиземного моря), и сегодня остается нерешенной. По этой причине сирийские МиГи не используются для вылетов на перехват, а всю тяжесть борьбы несут расчеты зенитных ракетных комплексов.

Израильской тактике трудно найти противоядие, во всяком случае с участием МиГ-21. Вместе с тем данный тип летательного аппарата может пригодиться в случае вооруженного конфликта с Турцией. Самый простой вариант – для нанесения бомбовых ударов по вооруженным формированиям сирийской оппозиции, действующей при поддержке Анкары.

МиГ-21бис имеет пять узлов внешней подвески, включая один (центральный) под фюзеляжем – к нему можно прикрепить только подвесной топливный бак объемом 800 л (в дополнение к 2880 л внутри планера). При этом дальность полета возрастает с 1100 до 1480 км при продолжительности около двух часов.

Под крыло можно подвесить четыре ракеты «воздух-воздух» семейства Р-3/К-13 или Р-60/М массой 43–85 кг. Их выпуск прекращен, сроки хранения – вышли. Поэтому разработчик самолета предлагал провести модернизацию ранее выпущенных самолетов в вариант МиГ-21–93. Устаревший бортовой радиолокатор «Сапфир-21» заменялся на более совершенный «Копье», способный выдавать целеуказание современным ракетам РВВ-АЕ и Р-73.

На столь радикальную доработку согласилась только Индия, где в 1998–2005 годах 125 самолетов модернизировали в вариант «UPG Bison». Внешне его отличает беспереплетный передний козырек фонаря и выпуклая откидная створка. Кроме того, в корне крыла появился блок выброса пассивных помех.

Необходимость дооснастить самолет средствами самообороны возникла в ходе войны в Афганистане. Там серийные машины получили кассеты АСО-2В с тепловыми ловушками – пиропатронами ППИ-26. Их прикручивали к местам крепления стартовых ускорителей СПРД-99 в нижней части фюзеляжа. Выпуск ловушек «ослеплял» тепловые ракеты противника, за что их полюбили летчики. Сами же ускорители, с помощью которых можно выполнять взлет с полос ограниченных размеров, применялись крайне редко, а у летного состава вызывали лишь настороженность.

Сирия не проводила глубокой модернизации своих МиГ-21бис, поэтому сегодня они по факту перестали быть носителями самонаводящихся ракет. Для поражения воздушных целей осталась только спаренная 23-мм пушка ГШ-23Л с боезапасом 200 выстрелов. По сравнению с ранними версиями МиГ-21 вместо коллиматорных устройств ПКИ-1 или АСП-ПФ-21 «бис» получил автоматический прицел АСП-ПФД-21, позволяющий вести точный огонь даже с маневра при высоких перегрузках.

В теории вражеский летательный аппарат можно атаковать и неуправляемыми ракетными снарядами. МиГ-21 бис может нести четыре блока с 57-мм НУРС (два 32-зарядных УБ-32 и два 16-зарядных УБ-16) либо 4 крупнокалиберных (240-мм) С-24. Ввиду крайне низкой вероятности поражения воздушной цели ими лучше стрелять по наземной.

В ходе гражданской войны сирийские МиГи чаще всего поражали наземные цели авиабомбами. Как показала практика, бомбить с горизонтального полета – занятие бесполезное. Точно уложить «капли» в цель получается на пикировании с углом до 60 градусов, используя метод «прицеливание по кончику приемника воздушного давления».

МиГ-21бис берет нагрузку до полутора тонн, например пару 500 кг бомб на внутренних и пару 250 кг на внешних пилонах. Многозамковые держатели позволяют довести число до десяти, но при этом их калибр не превышает 100 кг. Самое мощное оружие, применявшееся с МиГ-21 в ходе реальных боевых действий, – объемно-детонирующие авиационные бомбы ОДАБ-500.

Самолет оснащается двигателем Р-25–300 разработки НПП «Мотор» и сборки УМПО. Оба предприятия расположены в Уфе и ныне входят в состав Объединенной двигателестроительной корпорации. История создания восходит к 1953 году, когда московское ОКБ-300 под руководством А.А. Микулина и С.К. Туманского открыло тему АМ-11. Сначала в серию (1958 год) пошел Р11–300 с тягой 5 т, спустя десятилетие его сменил Р13–300, выдававший 6490 кг, а вершиной развития стал Р25–300.

Без использования форсажа он производил, как и предшественник, чуть более 4 т тяги, зато на форсаже – 6850 кг, а чрезвычайном режиме (ЧР) – 7100 кг. Это стало возможным за счет установки двухступенчатой форсажной камеры и второго (дополнительного) топливного насоса. На больших скоростях в течение трех минут значение увеличивалось до 9900 кг. Это дало специалистам повод назвать Р25–300 «самым форсированным турбореактивным двигателем в отечественной практике».

Рост тяги и снятие ограничений, характерных для Р11 и Р13, позволило более полно раскрыть возможности планера МиГ-21 на малых и больших высотах, а также сверхзвуковых режимах полета. Однако в ходе своего развития самолет набрал вес, что при сохранении геометрии крыла нашло выражение в увеличении удельной нагрузки с 330 до 380 кг на квадратный метр. Радиус виража вырос до километра, и машина все больше напоминала собой ракету. Тем более что система управления полетом дополнялась автоматикой.

В составе оборудования появился автопилот АП-155 с режимами увода с опасной высоты и приведением к горизонту. Радиосистема ближней навигации и посадочная аппаратура снизила «минимум» для захода на посадку по приборам в условиях плохой видимости до высоты принятия решения 50 м. Техническое обслуживание МиГ-21бис упростили путем внедрения системы автоматизированного контроля самолета и двигателя.

Принимая во внимание прогресс по линии автоматики, конструкторы предложили интересное использование для снимаемых с эксплуатации самолетов (а за 14 лет производства было собрано более 2 тыс. МиГ-21бис) – переделывать их в дистанционно-пилотируемые МиГ-21ДП. Хотя данный проект в нашем отечестве принят не был, заданное им направление остается актуальным для отдельных зарубежных стран, продолжающих эксплуатировать старые МиГи.

Владимир Карнозов

Права на данный материал принадлежат Независимое военное обозрение
Материал размещён правообладателем в открытом доступе

Источник: vpk.name

Next Post

Подтверждена поставка первой пары истребителей Су-30СМЭ ВВС Мьянмы

Модель истребителя Су-30СМЭ на авиационном салоне Singapore Airshow 2016.Источник изображения: © Любовь Милованова/ТАСС ЦАМТО, 7 июля. Военно-воздушные силы Мьянмы получили из России первые два из шести заказанных новых многофункциональных истребителя Су-30СМЭ. Как сообщает The